Социальные сети дают каждому то, за чем он сюда пришел: кому-то хватает мемов и тысяч новых друзей, другие хотят получить пользу для себя и своего дела. Новые способы коммуникации в Интернете дали жизнь новой сфере — social media marketing. TSR отправился к саратовскому агентству Virus SMM, чтобы поговорить с его создателями Даниилом Лазаревым и Алексеем Третьяковым о будущем социальных сетей и профессиональном пути поволжских SMM-щиков с контрактами федеральных и западных клиентов.
Даниил ЛазаревАлексей Третьяков
Лет 10-15 назад многие компании в ответ на предложение сделать им сайт в Интернете не понимали смысла этой операции. Говорили: «Нет, зачем нам это надо, мы и так работаем, связи налажены, клиенты идут». Как сейчас они относятся к развитию и позиционированию в социальных сетях?
На федеральном рынке всем это уже ясно и понятно, но многие региональные компании, конечно, этого не понимают. Кто-то из них даже слышал, что социальные сети нужны и важны, но сами пока не знают, что там нужно делать и как потом измерять эффект от своих же действий. А если они не понимают этого, то им нет смысла инвестировать туда деньги. Многие региональные фирмы живут так: если они сегодня не продадут свой товар, то завтра их уже не будет. Федеральные компании к этому по-другому относятся, они могут кроме прямых продаж так же думать о PR, о построении имиджа бренда. А SMM — это в большей степени пиар, чем продажи.
Хотя мы работаем как агентство уже почти три года и замечаем, что положительная тенденция есть. Конечно, это больше эволюция, чем революция, и в регионе она идет довольно медленно. Хорошо хотя бы то, что почти все компании стали нанимать маркетологов, и они помимо основной деятельности также стали заниматься соцсетями.
И специалистов в этой сфере стало больше, хотя проблема кадров — весьма ощутимая. Хороших кадров на рынке мало, трудно бывает найти человека к нам на работу. Все выходят из институтов и хотят, чтобы их сразу забрали, без опыта.А как вы сами начинали путь в профессии? Когда еще самого определения «smm-специалист» практически не было?
Года с 2010 мы работали как удаленные исполнители, находили клиентов на fl.ru и из других источников. И по тому, сколько заказов шло к фрилансерам именно из крупных агентств, мы поняли, что нужно тоже расширяться. Так появился Virus SMM.
Но рынок с тех пор сильно изменился. Раньше те, кто сейчас называет себя SMM-специалистом, прибегали к самым простым инструментам, например, использование ботов, наполнение ради количества, неосмысленный контент. Сейчас SMM переродился, вышел в область живого продвижения, с осмысленной работой по стратегии бренда. Когда-то это был просто тренд, все туда бежали и не понимали, что делают, заказывали сотни тысяч ботов-подписчиков в группы.
В наше время все интересней. С созданием новых рекламных инструментов, таких как промо-посты, потребность в нецелевых подписчиках “ради количества” постепенно отпадает. Мы можем запромоутировать любой пост на нужную нам ЦА, которая еще не состоит в продвигаемом сообществе. Конечно, привлекать людей к себе в сообщество нужно, но с акцентом на качество, а не количество. Целевой подписчик будет более лоялен к нашим рекламным предложениям, чем просто человек, увидевший впервые пост того или иного бренда у себя в ленте. Вы работаете в Саратове, но, в том числе, со многими федеральными и московскими клиентами. Не смущает ли их ваша географическая отдаленность?
Да, для выхода на федеральный рынок расположение агентства играет важную роль. Москвичи не особо хотят работать с регионалами, и для того, чтобы наше сотрудничество состоялось, нужно показать свой уровень. А для этого необходимо “перебить” московские агентства сразу по нескольким показателям: и по цене, и по качеству, и по подходу к клиенту. Ну а чтобы не проигрывать расположением в регионе — регулярно летаем в Москву и общаемся с клиентами лично. В ближайшее время собирать штат в Москве мы не собираемся, но переезд кого-то из руководителей рассматриваем. Уже сейчас социальные сети могут предложить и компании, и ее клиенту большой функционал для действий. Нет ли у вас ощущения, что со временем они заменят собой веб-сайты?
Ни один из тех каналов, которые существуют сейчас, не способны так продолжительно и глубоко обучать аудиторию, как социальные сети. Особенно если у нас какой-то сложный товар или услуга. В социальных сетях можно изучить каждого из своих клиентов, понять, чем он интересуется, с кем общается. Так что, вполне вероятно, что сайты в будущем будут полностью перетекать в соцсети. Уже сейчас на некоторых площадках появилась возможность выставить свои товары, автоматизировать систему приемов заказов, встроили приложения, которые могут выполнять функцию сайтов. Не исключено, что сайтов вообще не будет. Да, пока что на них можно лучше отстроить юзабилити, чем в шаблонных соцсетях. Но возможно, в скором будущем человек сможет собирать свои соцсети так же, как сейчас можно легко и быстро собрать себе сайт онлайн. Но сайтами вы принципиально решили не заниматься?
С самого начала решили, что да, не будем. На середине пути решили все-таки заниматься, даже сделали несколько хороших работ, но потом вернулись целиком в SMM. Ресурсы и силы человека всегда ограничены, да и нам хотелось работать в этом узкоспециализированном сегменте. Как говорил Брюс Ли: «Я не боюсь человека, который изучил 10 тысяч ударов, я боюсь того, кто 10 тысяч раз изучал один и тот же». Мы решили повышать свою компетентность именно в этом направлении, и благодаря этому сейчас в тендерах на SMM можем составить конкуренцию большим федеральным агентствам. Те региональные студии/агентства, кто пошли по другому пути, сейчас и сайты создают, и SEO занимаются, и SMM допродают. Делают все это довольно средне, хотя, для региональной аудитории большего и не требуется. Но если цель — федеральные клиенты, а в наличии только региональные ресурсы, нужно углубляться в одну сферу. У нас агентство бутикового типа: немного людей, но все они классно обучены, и к каждому проекту мы прикладываем максимум усилий. У вас на сайте есть кейс по работе с сетью саратовских АЗС, где вы организовали целую оффлайн-кампанию по проверке качества топлива и рассказывали о результатах в социальных сетях. Иногда, чтобы работать в соцсетях, нужно и в оффлайне постараться?
Да, был такой спецпроект. Интегрированные онлайн и оффлайн-кампании — трендовая история. Еще один пример: у нас есть клиент из Германии, он производит интерьерную пленку для обновления мебели. Если мебель потертая какая-то, то можно ее обклеить и будет как новая. В Европе очень популярно, в России пока нет. Мы работаем над тем, чтобы стало популярно. Одна из контент-рубрик по этому проекту называет «До и после»: нам присылают пленки, мы сами находим потертую мебель и обклеиваем ее, делая фотографии. Сначала всем родственникам наклеили, теперь ходим по знакомым. Если хотите, можем вам наклеить. Пленка очень качественная, с китайской совсем не сравнится. В Германии эта компания практически монополист, в «Оби» заходишь — там только их пленка, другой нет.
И как немецкий производитель пленки нашел себе SMMщиков в Саратове?
У них нет производства в России, но им интересен российский рынок. Опять же смотрим, кого из потребителей больше заинтересует такая пленка — в основном, это региональная аудитория, в Москве скорее новую мебель купят, чем будут с этим возиться. Конечно, некоторым москвичам она все равно понадобится, но приоритет на регионы. И мы сами с региона, занимаемся SMM, и менталитет региональной аудитории отлично знаем. У них, кстати, были свои примеры «До и после», но там просто идеальные кухни, в которые ни один из российских потребителей не поверит. И у них была просьба, чтобы мы делали свои примеры. Работаем вместе уже второй год. В Интернете сейчас невероятное количество курсов и вебинаров по SMM. Как лучше всего построить свое обучение новичку в этой сфере?
Многие создают пару страниц и начинают кричать, что они специалисты по SMM, сразу же открывают вебинары. Смысла тратить на них время нет, это как в тренажерном зале: нужно выбирать себе тренера, на которого ты хочешь быть похож. К хорошим учебным программам можно отнести, например, портал «Нетология».
Но лучше всего идти стажерами в SMM-агентство. Потому что, например, литература по SMM устаревает в день ее издания, через несколько месяцев она неэффективна. Когда мы начинали, у нас не было никаких учебников, обучающих курсов, мы набивали себе шишки, тратя свое время, рискуя своими деньгами и деньгами клиентов. Сейчас с этим гораздо проще. Нужно идти практиковать и совмещать это с качественным теоретическим обучением. Пока что мы слишком заняты текущими проектами, но в будущем планируем создать свой обучающий курс, это будет хорошей подвижкой для нашего HR-бренда, мы сможем обучать людей и брать их к себе на работу. Потому что грамотных специалистов, повторюсь, очень мало. Кстати, у нас на сайте есть тест, где каждый сможет проверить свои знания в области социальных медиа.
Три главных правила для того, кто хочет стать хорошим специалистом:
Первое — это упорство, хотя это правило для любой сферы деятельности. Идти и не сворачивать, потому что сначала получаться не будет, но руки опускать нельзя. Второе — понять философию SMM, специфику этой работы, чтобы доносить это до клиентов коротко и понятно. Третье — это стараться быть креативным, потому что в этой сфере нет проторенных дорожек. Если ты такой же как все, то ты уже не в тренде.