Поразительная игра актеров, космическая «леоновская» музыка, непередаваемая атмосфера. 6 апреля по всей стране состоится премьера фильма Дмитрия Киселева «Время первых». В рамках медиафорума Общероссийского народного фронта, который проходил в Санкт-Петербурге 1-3 апреля, нам удалось пообщаться с режиссером, продюсером картины «Время первых» Тимуром Бекмамбетовым и узнать некоторые подробности со съемок.
«Время первых» — первый масштабный российский фильм о космосе, снятый в формате 3D. Продюсерами проекта стали Тимур Бекмамбетов, Евгений Миронов и Сергей Агеев.В основе фильма — реальные события о первом в истории выходе человека в открытый космос, который совершил Алексей Леонов с корабля «Восход-2». Роли космонавтов Леонова и Беляева исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский, для которых съемки этого фильма — первый опыт работы вместе. Сергея Королева сыграл Владимир Ильин.
Над фильмом трудилась команда лучших российских и зарубежных специалистов: художников, бутафоров, специалистов по компьютерной графике, VFX-супервайзеров и других. Работа над зрелищной стороной картины заняла 29 месяцев.
Ключевые эпизоды фильма — выход Евгения Миронова в открытый космос и возвращение экипажа на землю — созданы при помощи уникальных для российского кинематографа технологий. Дважды герой Советского союза, космонавт Алексей Леонов выступил одним из главных консультантов картины и одобрил результат проделанной работы.
Тимур Бекмамбетов: «В 90-е годы про эту историю совсем забыли. Тогда это было никому неинтересно. А когда Алексей Архипович рассказал нам эту историю, мы поняли, что не снять фильм просто нельзя.
Как появился сценарий этого фильма? Мы пришли к Алексею Леонову, включили диктофон, и он нам все рассказал. После этого сценаристы занимались исключительно деталями. Все события – абсолютно реальные. Все правда. Все было именно так, но можно сказать, что реальных драматических событий было еще больше». Фильм «Время первых» был запущен в производство в марте 2015 года. В московских кинопавильонах были построены два полноразмерных макета «Восхода-2», оснащенных техническими атрибутами в полном соответствии с историческими реалиями — для съемок как снаружи, так и для внутри корабля.
Для интерьерных съемок собрали подвижный макет «Восхода-2», который мог наклоняться, вращаться и трансформироваться.
«Перед полетом космонавтам с собой давали пистолет. Они не понимали, зачем он им в космосе. Но когда они приземлились в тайге, там снега было по горло и они оказались зажаты в снегах. Мы такого количества снега для съемок просто не нашли. И там были волки. Пистолет – спас их жизнь. Реальная история действительно еще более драматичная, чем есть в фильме. Она настолько драматичная, что становится пародией на саму себя, поэтому мы ее чуть-чуть переработали».
Особое внимание создатели фильма уделяли работе со светом. Поверхность корабля была покрыта светоотражающими пластинами. Для съемок внутри корабля световые приборы закреплялись на стенках отодвигающихся сегментов: чтобы освещение оставалось равномерным, приборы можно
было включать и выключать с внешнего пульта. В сценах с вращением корабля вокруг своей оси вращается еще и огромный прожектор весом 50 кг, закрепленный на тросах и имитирующий солнечные лучи — для большей динамичности и реалистичности. Он совершает полный оборот вокруг корабля за 5-7 секунд. «Уникальность в том, что у меня в жизни до этого фильма такого не было. Я делал кино конкретно для отдельного человека. В этом фильме так много души. Режиссер знает, что его первым зрителем – будет его герой. Герой очень умный, очень свободномыслящий и нельзя его было обмануть. Лестью или как-то еще. В первую очередь фильм снимался для него. И, соответственно, его реакция после просмотра фильма была такая. После окончания фильма, когда пошли титры, он очень долго молчал и в итоге мы поинтересовались: «Что скажете, Алексей?» Он долго молчал и ответил: «Да, я только сейчас понял, как там было страшно!»
Дальше была одна маленькая деталь. Мы его спросили, все ли хорошо и точно сделано. Он сказал, что все отлично, но один кадр надо вырезать – где Королеву становится плохо и он падает на мраморный пол. Мы ему говорим, это же лучшая сцена, она показывает, как ему было тяжело защищать своих пилотов, как он переживал. Леонов говорит, да, я все понимаю, но нельзя показывать, как он падает. Мы спрашиваем «Почему?» Он отвечает: «Потому что Королев упасть не может». Эта вещь очень важна для нас. Он нам преподал профессиональный урок. Смысл очень простой: герои не могут падать. Зрители не должны видеть героев слабыми. Это нужно учитывать, создавая образы героев. Если мы рассказываем историю о героях, то мы не можем показывать их слабыми.
Представляете фильм «Миссия невыполнима» с Томом Крузом? Когда он бежит, спасает человечество и вдруг ему стало плохо сердцем, он сел в уголке, валерьянки себе налил, выпил и потом побежал дальше. Образ героя исчезает. И мы вырезали кадр, где Королев падает. Теперь там просто падает портфель – это поэтический образ. Люди понимают, что ему стало плохо, но самого кадра, гениально снятого Дмитрием Киселевым, в фильме нет».
Зимой 2016 года группа кинематографистов во главе с режиссером Дмитрием Киселевым и оператором Владимиром Баштой прилетела в Пермский край, в окрестности того самого места, где 19 марта 1965 года в ручном, нештатном режиме приземлился на «Восходе-2» экипаж Беляева-Леонова. Съемочная группа работала в долине реки Усьвы при температуре минус 35 градусов. Добираться на место съемок приходилось с помощью оборудования для скалолазания. На этот путь уходило не менее полутора часов. «Все, кто делал этот фильм, полюбили этих людей. Полюбили их историю. Это самое главное – любовь. Второе, это профессиональная команда. Само по себе время, про которое мы рассказываем – очень романтичное. В него трудно не влюбиться. Поэтому кино и получилось таким атмосферным».