Продолжаем познавать мир в рамках нашей рубрики «Давай узнаем». Сегодня разбираемся в печальной теме — загрязнениях окружающей среды и экологических проблемах. Масштабы — нереальные.
Бертран Пикар
Швейцарский изобретатель и воздухоплаватель. Вместе с инженером Андре Боршбергом придумал и построил первый в мире самолет Solar Impulse на солнечных батареях, который может лететь днем и ночью, не используя топливо.
Есть места по-настоящему грязные. Когда летишь над Америкой, видишь районы, где вершина каждой горы срезана – там добывают уголь. Все черное.
В океане тоже есть проблемные участки, где миллиарды тонн пластика колышутся на волнах. Это очень вредно для птиц и рыб.
Но самое страшное загрязнение – невидимое. Это углекислый газ. Выбросы углекислого газа меняют климат, меняют природный баланс. Мы не понимаем, что планета имеет баланс, и он хрупкий. Как у человека – наша температура должна быть 36,6. Если ниже – нам холодно, мы начинаем есть. Если выше, нам плохо от жара.
В мире то же самое. Баланс определяется ветрами, океанскими течениями, равновесием между льдами полюсов и жарой пустынь. Это очень сложно устроенная система. Люди нарушают ее баланс. И теперь огромные массы воздуха, слишком сухие или влажные, движутся над планетой в непредвиденных направлениях. В атмосфере царит хаос. Это видно и по статистике за последние сто лет. Раньше погода была гораздо стабильнее. Сезон дождей в Индии всегда начинался в одну и ту же неделю. Теперь мир стал непредсказуемым. Как уменьшить выбросы углекислого газа? Он образуется, когда мы сжигаем природное топливо. Часть его утекает в атмосферу, потому что мы используем устаревшие технологии.
Двигатель внутреннего сгорания, установленный в наших автомобилях, устроен так, что теряется 73% энергии. Электродвигатель может иметь КПД 97%, как это было в Solar Impulse.Очевидно, что миру нужны электродвигатели, утепленные дома, тепловые насосы, светодиодные лампочки. Если все это будет, выбросы сократятся вдвое. Это не вопрос самопожертвования, это вопрос инвестиций в перемены, и деньги вернутся. Это я и пытаюсь объяснить на встречах с разными правительствами, которые до сих пор не понимают.
Источник: The Question